+7 (499) 391-91-98

Почему стартаперы любят Moleskine?

Почему стартаперы любят Moleskine?

Прошлым летом я побывал на Demo Day в Торонто - одном из тех событий техиндустрии, на которых десяток нетерпеливых стартаперов рвется на сцену, чтобы за пять минут выступления продать инвесторам свой утопический антибактериальный ускоренный экран, Который Изменит Мир (что-то такое обещал один из стартаперов, торжествующе подняв кулак в воздух). Пока я сидел в толпе, полной венчурных капиталистов, представителей Google и Microsoft и других больших рыб, я заметил вот что: большинство людей в комнате, будь они одеты в худи или рубашки-поло, держали в руках не смартфоны и ноутбуки, как я ожидал, а блокноты Moleskine.

В прошлом году Moleskine продал более семнадцати миллионов записных книжек и получил доход от продажи бумажных изделий в 90 миллионов евро (50 миллионов в 2010 году). Во многом успех маркетинговой компании Moleskine строится на ассоциации с такими известными личностями, как Чатвин, Хэмингуэй, Пикассо и Ван Гог, которые пользовались аналогичными блокнотами. Этот маркетинговый ход делает записные книжки Moleskine популярными среди молодых потребителей. Для большинства из них олдскульные записные книжки до сих пор превосходят свои цифровые аналоги.

Возрождение Moleskine и повальное увлечение им, которое я наблюдал в Торонто и других местах, свидетельство процесса, который я называю "месть аналоговых". Определенные технологии и процессы, давно признанные как устаревшие, вдруг получают новую жизнь и импульс к развитию. Речь не только о возвращении виниловых пластинок. Этот процесс охватывает множество различных областей, от возрождения бумажных визиток до запрета пользования цифровыми устройствами во время встреч во многих продвинутых офисах (глава компании Meetup Скотт Хейферман настоял на том, чтобы у его компании был только один офис в Нью-Йорке и лично запретил любые телеконференции и телефонные переговоры, предпочитая вести бизнес лицом к лицу).

Сама мысль о том, что не цифровые товары и идеи становятся все более ценными, казалось бы, должна нанести удар по рядам поклонников техно-утопии, культу Силиконовой Долины и других ключевых стартапов, однако, это предположение просто лишний раз доказывает, что технологическая эволюция не линейна. В конечном счете, настоящую жизнь получают лишь те аналоговые технологии, которые могут на достойном уровне конкурировать с цифровыми, обогащая нас новым опытом.

Записная книжка Moleskine появилась в тот момент, когда казалось, что сама идея "бумажного офиса" наконец-то осталась в прошлом. На фоне новых технологий, таких, как текстовые редакторы, интернет, ноутбуки и другие портативные устройства, печатная продукция выглядела вконец устаревшей.

Оригинальные записные книжки Moleskine были выпущены в Милане в 1997 году - именно тогда на рынке появились первые Palm, цифровые записные книжки. Бренд-директор Palm Мария Себрегонди заявляла тогда, что конечной целью создания цифровых планировщиков является создание универсальной электронной записной книжки для зарождавшегося тогда нового типа потребителей - "глобальных кочевников", как их тогда называли. Однако, всего за несколько лет простые и эффективные записные книжки Moleskine стали неотъемлемой частью жизни огромной общности людей студентов, предпринимателей, ученых во всем мире.

Последователи GTD - популярного метода тайм-менеджмента Дэвида Аллена Getting Things Done- в начале двухтысячных назвали Moleskine предпочтительным инструментом планирования, и, расчертив страницы Moleskine графиками, контрольными точками и todo-листами, превратили объект, созданный для романтической писанины, в мощный инструмент повышения производительности.

"Метод GTD не зависит от бумаги", сказал мне в прошлом году Дэвид Аллен. "Однако, добавил он, бумага и ручка - самый простой и доступный способ выудить ценные мысли из вашей головы".

В последние десятилетия такие приложения, как Evernote, SimpleNote, OneNote Microsoft обещают нам удобные заметки, безразмерные хранилища данных и высокую степень безопасности хранения. При каждом релизе этих приложений, неизменно добавляется сложное многослойное меню, несовместимые форматы, неудобные варианты ввода - очередные помехи на пути между нашими идеями и их последующей обработкой. Кроме того, каждую новую программу требуется изучить, а это дополнительные затраты финансов и времени.

Многочисленные цифровые приложения слишком доступны - современному пользователю достаточно сделать одно движение пальцем, чтобы перейти от работы с почтой к конфеткам Candy Crash. В июньском номере The Harvard Business Review вышла статья, в которой говорится о цифровой перегрузке основной массы населения. Американской экономике эта проблема ежегодно обходится в 997 миллиардов долларов. "Цифровой мир предоставляет нам множество возможностей потратить время даром", говорит Дэвид Аллен.

Записи на страницах блокнота, напротив, не отнимают много времени и не требуют специального обучения. Ваш блокнот - это ваш сад, обнесенный стеной, свободной от обходов. С каждым годом растет количество исследований, подтверждающих, что с точки зрения понимания, запоминания и других когнитивных преимуществ, планирование на бумаге более продуктивно, чем цифровое планирование.

Почему стартаперы любят Moleskine?

Возврат к аналоговым методам и инструментам хранения и производства информации в какой-то мере уменьшает влияние передовых цифровых технологий, которые, в большинстве своем, превратились в воров времени. Те же самые люди, которые совсем недавно нахваливали мультизадачность и облачные решения, теперь активно ищут новые решения, более приспособленные к человеческим потребностям. Среди этих компаний, например, Evernote: за последние несколько лет компания, основанная в 2007 году, интегрировала в бумажные версии множество своих услуг. Теперь Evernote производит специальные записные книжки, размеченные таким образом, чтобы любой рисунок или фрагмент текста легко сканировался и, в дальнейшем, так же просто искался в облаке.

В свете всего вышесказанного, совсем неудивительно, что эти записные книжки Evernote выпустил совместно с Moleskine.

Арт-директор Evernote Джефф Цвернер высказался по этому поводу так: "Когда мы начали сотрудничество с Moleskine, мы объявили перемирие с бумагой". Цвернер рассказал, что глава Evernote сознательно принял решение о сотрудничестве с Moleskine в 2013 году, чтобы развернуть развитие компании в противоположном направлении от ее виртуальных истоков, и, тем самым, отделить ее от конкурентов. В том же году Evernote начал выпуск вполне материальных товаров - ноутбуков, специальных клейких блокнотов, канцелярских принадлежностей и даже сумок.

Выпуск новинок новинок в продажу был весьма удачным не только с точки зрения финансовых результатов (за первый месяц продаж выручка составила более миллиона долларов). Новые товары увеличили и количество виртуальных потребителей услуг Evernote. В течении года с момента появления записных книжек Moleskine Evernote, клиентов, оплативших услуги облака Evernote Business, стало на 10% больше. Реальные товары Evernote стали своеобразным эстетическим ориентиром и для разработчиков электронных услуг этой компании. Раньше все разработки приложения велись исключительно на компьютерах и сотрудники конструкторского отдела порой не знали, кто из коллег над чем работает. Теперь сотрудники Evernote распечатывают все проекты будущих товаров - и виртуальных, и реальных и развешивают распечатки на стене вдоль всего офиса. Это дает дизайнерам Evernote единое представление о бренде и 360 градусов обратной связи, чего нельзя добиться, если смотреть только в монитор.

Дэвид Сакс,
Нью-Йоркер, 14.06.2015
Перевод Moleskine-Market.ru


Автор: David Sax
Дата публикации: 14 июня 2015
Источник: The New Yorker